Как воспитать адекватную самооценку(продолжение)

dr-ira_254Рубрика «Воспитание и образование детей»

Я продолжаю знакомить вас с подходами, помогающими воспитать адекватную самооценку у ребёнка.

9. Помогите детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых.

Но помните: ответственность, возлагаемая на него, должна быть адекватной.

Внучка пришла из садика и сказала, что старшая девочка называет её «микроб». Ей обидно, и она плачет. Я ей: « Да, маленькая моя, это  неприятно. Но всё же не стоит из-за этого плакать. Ведь ты же знаешь,что это не правда. Есть люди, которые будут всегда говорить глупости.

Мама или я могли бы пойти в садик и поговорить с этой девочкой или воспитательницей. Но ты сначала сама попробуй справиться. Знай,что мы всегда тебе поможем, если захочешь..

Итак, давай потренируемся как можно себя повести в этой ситуации.

Через два дня малышка приходит загадочная, в приподнятом настороении. Говорит мне и родителям «Всё в порядке».

Воспитательница потом рассказала. Когда её опять назвали «микроб», она улыбнулась и сказала: «Знаешь, Нелли (имя вымышленное), ты открываешь рот и что-то говоришь, а я не слышу что. Наверное, что-то плохое. У меня в ушах есть волшебные перегородочки. Они заботятся,чтобы я всегда была весёлая. И когда говорят плохое, они опускаются и закрывают мне ушки. И я ничего плохое не слышу. Скажи мне что-нибудь хорошее. Проверим я услышу или нет.»

Большая девочка растерялась и проговорила: «Ты красивая. Слышишь?» Внучка запрыгала и закричала: «Слышу, слышу! Спасибо!»

10. Уважайте усилия ваших детей, не критикуйте поражение.

Не торопитесь сделать работу вместо ребёнка. Помогите психологически повторить попытку.

Самому завязывать шнурки, самому кушать, самому подняться по лесенке – это «мелочи», с которых начинает формироваться способность справляться с новой ситуациёй, быть самостоятельным, брать ответственность. Не старайтесь сделать за ребёнка то, на что он уже способен сам и к чему у него есть желание. Наберитесь терпения и понимания. Поощеряйте, а не тормозите.

11.CAM00010 Показывайте своему ребенку очевидные свидетельства его развития, его достижения.

Покажите ребенку его старые рисунки, или фотографии его поделок,  или ранние видеозаписи, где он рассказывет стихи и сказки. Важно, чтобы ему были очевидны его пошаговые успехи и изменения.

Объясните ребенку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки легитимны и свойственны всем людям без исключения. Они дают человеку возможность учиться, если он не принимает их слишком эмоционально и близко к сердцу. Ошибки не делают человека плохим.

Помогите ребёнку  концентрироваться на позитивном — это не всегда легко, особенно если ваше дитя не из «легких». Причём, это не значит закрывать глаза на негативное или относиться к этому безразлично! Просто не стройте жизнь на негативных явлениях и мыслях. Это понизит самооценку, разовьёт комплексы и заставит ребёнка всю жизнь потратить на доказательство себе и другим, что он сильный и успешный.

Придумайте что-нибудь интересное для сосредоточении на позитивных чертах характера и поступках. Поверьте, это время будет потрачено не зря.

Мы в детстве каждый день старались ужинать всей семьёй. Если не удавалось, то уж в субботу и воскресенье это восполнялось несколькими совместными трапезами. Мы говорили за едой только о позитивных поступках друг друга. Не хвалились каждый о себе, но рассказывали о чём то хорошем, а другой обязательно подмечал в этом ещё какой то дополнительный плюс . Я любила это время. Близкие искренне видели во мне много хорошего. Благодарность в сердце росла. После это хотелось быть ещё лучше.

12. Помогите ребенку почувствовать его личную значимость для самого себя и для общества, в котором он живёт.

С раннего возраста поручайте ему дела или обязанности по дому, чтобы помочь семье.

Важно донести до ребёнка, что он не сможет узнать самого себя без полноценного общения с членами общества в разных сферах жизни. Такое общение же имеет место при умении выполнять обязанности (а не только иметь права) и брать ответственность за свою часть в совместной деятельности в разных сферах жизни. 

13. Избегайте сравнения своего ребенка, да и себя тоже, с другими, не важно будет ли это сравнение в его пользу или нет; пусть он знает, что его любят и ценят таким, какой он есть.

Относитесь с уважением к индивидуальным особенностям вашего ребенка, к его степени развития на разных стадиях; позвольте ему «двигаться в его собственном темпе»

Начиная приходить  с  дочкой на детскую площадку, я заметила, что она не стремиться быстро вступать в игру или завязать разговор с кем то, как это делали большинство других детей. Кроме того, на обращение к ней взрослого или ребёнка, частенько никак не реагировала. Мне казалось, что другие считают её «букой». Я сравнивала её с собой и другими, и считала, что это не в ёё пользу.

Мне горько  об этом вспоминать: я иногда ругала её за то, что она не такая как другие. Как то раз я заставила дочь извиниться перед женщиной за то, что она в общении с этой женщиной  повела себя не так, как та ожидала. Размышляя над этим, я видела перед глазами растерянную  дочь, которая не поняла за что извиняться, ведь она не сделала ничего плохого. В этот момент я прозрела. Моя дочь замечательная, умная, у неё хорошее сердце. Она просто имеет свои особенности. Её способ знакомства и общения с людьми другой. Конечно, я учила, воспитывала её, но больше никогда не сравнивала с другими и не пыталась подстроить её личность под удобство или мнение других.

14. Обязательно устраивайте семейные праздники.

Установите собственные семейные традиции, обычаи, чтобы все с нетерпением их ждали.

В Израиле, например, такой  народной и одновременно  семейной традицией является «кабалат шабат» — «встреча субботы». Независимо религиозный ты человек или нет, вечером пятницы вся семья собирается вместе. Праздничный ужин, общение, зажигание свечей, нарядная одежда.  Бабушки, дедушки, родители, дети, внуки, дяди, тёти, племянники, у кого как, проводят время вместе, делятся сегодняшними историями и воспоминаниями.  Эту пятницу у кого то одного дома, а в следующую  пятницу – у другого.

Пусть ваш ребенок знает о семейных корнях, рассказывайте ему интересные детали о вашей семье и семьях ваших родителей, об истории семьи. Просите об этом ваших родственников.

15. Приоткрывайте ребенку себя,  делитесь с ним своими желаниями, эмоциями, открытиями.

Если вам будет интресно и важно открывать ребёнку свой внутренний мир, для него это будет знак, что он вам интересен как личность. К тому же, он обнаружит, что у каждого есть свой внутренний мир, даже у мамы с папой. У каждого он не похож на другой. Каждый – особенный. Так он будет учиться принимать себя таковим, какой он есть и не будет пытаться быть кем-то другим.

Время от времени похвастайтесь своими успехами, пусть ребенок видит, что  вы хотите, чтобы и он гордился вами, а не только вы им!

Бережно относитесь к миру вашего ребенка; уважайте его интересы, серьезно воспринимайте огорчения, какими бы тривиальными, бесконечно повторяющимися и скучными они вам не казались.

Поймите, что «безобидные» прозвища или шуточные поддразнивания, кажущиеся вам забавными, совсем не так безобидно воспринимаются вашим ребенком. И если он просит вас перестать, прислушайтесь к нему!

16. Старайтесь смотреть на вещи глазами вашего ребенка.

Помните, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом еще мышлении.

17.

Научитесь слушать внутренний голос

Научитесь слушать внутренний голос

Научите ребёнка  слышать и слушать свой внутренний голос.

Уметь быть наедине с собой без каких-то  внешних отвлекающих факторов. Проводить время с самим собой и не скучать. Размышлять о том чего он  хочет, что любит, что ему  интересно , какие люди его привлекают и почему.

Задавайте ему  вопросы и ищите искренние ответы на них. Если он  себе не нравится в каком-то поступке или черте харктера – не страшно! Это хорошо, если подходить к этому здраво, с оптимизмом и деятельностно. Это — реальная возможность изменить что-то в себе, узнать себя лучше,  а это значит реализовывать потенциал своей уникальной личности.

Запись опубликована в рубрике Как воспитать адекватную самооценку(продолжение) с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Как воспитать адекватную самооценку(продолжение)

  1. Martin говорит:

    Это актуально.Написано хорошо.
    У Вас талант.

  2. Michael говорит:

    Спасибо. Очень хорошие мысли. Полностью с Вами соглашусь. Адекватную самооценку надо ещё и в себе воспитать.

  3. Edward говорит:

    Главное нам, мамам и папам, не нервничать. Воспитание адекватной самооценки, наверное, возьмёт много времени. Напишите, пожалуйста, про ошибки, которые мы допускаем как родители.

  4. Валерия Я. говорит:

    Важная тема, ответственная. Родители созидают человека. Даже иногда страшно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>