В чём ценность образования:формирование характера и развитие ума.

ed6Чаще всего принято считать, что получение образования – это процесс приобретения знаний.

В чём же ценность образования? С моей точки зрения, ценность образования  не столько  в получении (накоплении) знаний, но и непрерывной  отдачи знаний, а также формировании характера и развитии ума.

Итак, образование  не может быть полноценным без постоянной отдачи тех знаний, которые человек уже имеет.

Передача  знаний осуществляется через обучение этим знаниям  других людей и через использование знаний для преобразования  своей жизни и  жизни общества ( семьи, отношений с  друзьями, для повышения производительности своей деятельности в  школе, на работе и т.п . —  в зависимости от возраста).

Передача знаний, как средство для развития характера.                             Эффективная отдача знаний требуют  от человека постоянного взаимодействия с другим человеком, что способствует оттачиванию определённых черт характера и  ценностей. Любой человек, желающий развиваться ,  вынужден, точнее заинтересован, научиться взаимодействовать с  людьми, уважать другого как личность , быть терпимым и терпеливым к особенностям другого человека.

Таким образом, постепенно, у человека формируется мышление, где личное развитие неотделимо связано с вкладом в развитие людей, пересекающихся с ним в деятельности или в дружбе. Этот вклад становится ценностью, потребностью самой личности  и, что не менее важно, уважается и ценится обществом, является некоторой гарантией прогресса общества на том месте, где находится, живёт и работает этот человек.

Подход системы образования.                                                                                   Семья и система образования, казалось бы, должна быть заинтересована в «выращивании» таких личностей, поскольку такие люди ответственны, способны любить, созидать, развиваться, делать счастливыми близких.

Другими словами, все выигрывают, понимая и строя процесс  образования, как  процесс получения и процесс непрерывной передачи знаний, а  также передачи опыта, времени, эмоций и сил. Все выигрывают, строя образовательную систему  как обучение  построению  отношений с разными людьми и как процесс  взращивания потребности  к постоянному  личному  изменению. И только таким образом  человек может состояться как образованный, удовлетворённый собой  и счастливый.

Что же мы наблюдаем ?

образование в семьеВлияние семьи.                                                             К сожалению, часто образовательная часть отсутствует как таковая, поскольку целиком подменяется  обучающей.  Родители и дети получают  поток информации, состоящей из слов, чисел и картинок. Этот поток захватывает, поглощает, создаёт иллюзию  развития и компетентности.

Я много общаюсь с родителями детей разных возрастов. Большинство из них гордятся своим ребенком, который уже в 4 года (! ) легко управляется с компьютером, может гулять от одной игры к другой. Но этот же ребёнок беспомощен в  управлении своими эмоциями, в решении небольшого конфликта с другом, в нахождении удовольствия от общения с родителями, в поиске чем заняться в свободное время. И часто он беспомощен в практическом применении своих знаний и не обладает навыками принятия  решений даже в  простых жизненных ситуациях, не способен брать ответственность и делать выбор.

Что же внесёт этот ребёнок потом в свою семью, общество?

Родители поглощены собою, заменяя образовательные процессы в семье (вклад каждого по мере своих знаний и опыта, общение как совместное времепровождение и как открытие друг перед другом взглядов, интересов, мировоззренния  для дружеской дискуссии и заинтересованного обсуждения) на кратковременные обучающие наставления, выговоры, нотации, правила.

Внимание  мам, пап, детей во многих семьях  направлено  не друг  на друга,  а , в основном, на  самого  себя. Например, стоило  бы  вечером поинтересоваться что ребёнок узнал сегодня в садике (школе), дружил ли с кем или ссорился, дав ему словесно и эмоционально поделиться  своими знания и переживаниями.  Стоило бы  рассказать  ему   своё  мнение на этот счёт (мнение , а не нравоучением ).  Стоило бы спросить  ребёнка что в этом  для него приемлемо, а что нет и почему. Ведь это важно для понимания волнений и страхов ребёнка, для понимания как он строит отношения со окружающими и что для него уже является ценностью. Это важно для его развития умственного и душевного.

Вместо этого, часто наспех выслушав, что в садике (школе) всё было нормально (хорошо, как обычно, ничего нового, устал и нет сил об этом сейчас говорить и т.д. и т.п.), спокойно, с чувством выполненного долга многие родители занимаются своим «образованием» всеми доступными средствами (компьютер, телевизор, телефон), предоставляя образование ребёнка тем же «образовательным средствам» или улице.

 Детский сад.                                                                                                                                Ребёнка кормят , одевают, с ним играют, его обучают  (как правило без каких – либо усилий с его стороны). Родители рьяно следят, чтобы их малыш был чист, накормлен, никем не обижен, всему научен. Чтобы всё, что полагается, ему дали. Редко кто из родителей поинтересуется не обижал ли их ребёнок кого. И вряд ли кто из воспитателей (может и случалось, я не знаю) слышал фразу из уст родителей: «Знаете, мой сын научился застёгивать пуговицы. Он может кого- то научить, кто ещё не умеет. Или помочь, кому  это делать до сих пор трудно». Кому из родителей придёт такое в голову?  И это говорит о том, что мы до сих пор не осознаём значимость передачи знаний и помощи  другому для истинного образования и успешной жизни наших детей (да и нас самих, конечно).

отношение системы образованияШкола,колледж.                                                Школа, колледж, курсы повышения квалификации и т.п.  К сожалению, часто образовательные учреждения не придают значение как  обучить учащихся   передавать уже имеющиеся у них знания другим ученикам, как использовать их для приобретения  реального опыта в жизни. Именно это умение, способность в дальнейшем становиться такой чертой характера как любознательность, инициатива, отзывчивость, терпимость, целеустремлённость… Именно эти качества натуры активно участвуют в   формировании образованного человека, человека творческого и обладающего  навыками мыслить и созидать, а также обладающего моральными и духовными ценностями, работающими на созидание, а не разрушение.

Школьная система построена на ежедневном процессе получения знаний и, практически, исключает всякую форму отдачи знаний, кроме нескольких  кратковременных фрагментов, которые, по большому счёту,  принципиально ничего не меняют. Например, в течениии года раз в неделю школьники посещают пожилого человека. Большинство из них при первой же возможности отказываются от этого.  Их приоритеты направлены на себя. Многие, видимо, даже не задумываются , что с такими приоритетами проблематично стать действительно  образованным  человеком.

Недавно дочь моей подруги, ученица 11 класса, рассказала мне как она была приятно удивлена, когда на каком — то выездном уроке несколько учеников из класса делились с одноклассниками  своими знаниями по некоторым темам. Кто-то делал это в форме лекции, кто-то с театральными элементами. Девочка сказала, что была впечатлена и хорошо запомнила материал.

Я думаю, что этот  опыт принёс  много пользы и временным «учителям», и их слушателям. «Учителям», наверняка, захотелось продолжить свой опыт, появились новые идеи, как и когда это можно было бы сделать снова. Они пережили удовлетворение от своего вклада в жизнь других, а так же желание овладеть чем- то большим. А у  многих   учеников — слушателей, наверняка, кроме приобретённых и усвоенных знаний, появилось  большее уважение к одноклассникам, желание тоже научить, поделиться  чем-то с друзьями.

Но все эти порывы и желания, вероятно, прошли, когда ученики снова день за днём были погружены в стандартный процесс получения знаний.

Конечно, иногда ученики могут собраться небольшой группой для подготовки к экзамену, ощущая потребность как то помочь  себе в восполнении пробелов перед предстоящей проверкой. Но, опять  же , чаще всего их толкает на это страх перед провалом, желание помочь себе, а не  потребность  поделиться   знаниями  для прогресса другого или группы в целом. Можно сделать предположение, что если такая потребность (черта характера) не сформируется в семье, то детский сад и школа вряд ли  будут заниматься её формированием.

Конечно, нельзя скидывать со счетов, что близкие друзья (школьники, студенты) способны передавать друг другу свои знания, опыт, жертвовать временем, быть терпимым к недостаткам другого.

Но это, во- первых, как правило приходит из семьи, во-вторых, не гарантирует распространения на людей, которые не являются близкими друзьями или любимыми родственниками, и ,  в- третьих, вообще, как явление, существует не часто.

характер и социумПроявление характера в окружении. Способность (или неспособность) людей отдавать свой опыт, знания, время,  силы , эмоции , энергию для развития какого — либо человека (кроме себя), группы людей, и, как следствие, общества в целом, берёт начало  в семье, продолжает формироваться в детском саду, набирает силу в школе.

В высшей школе мы, как правило, имеем дело с полностью сформировавшимися людьми. Как мы наблюдаем в современном обществе  помышления многих из них  направленны  только на свой личный  финансовый и карьерный успех.

Часть из них, в силу врождённых коммуникативных способностей и понимания важности этих качеств для достижения своей личной цели, «открыты и направлены» к людям.

Другой  части нет дела  до роста  людей  из своего окружения, несмотря на то , что они имеют  потенциальную  возможность передать им свои знания, опыт для  продвижения этих людей (а значит, и улучшения условий их семьи), для продвижения, скажем, отдела, в котором они работают и, следовательно, предприятия в целом.

Такие люди, семьи, отделы, фирмы составляют наше общество, которому на фоне отдельно процветающих  личностей грозит образовательный и ценностный (нравственный ) регресс.

Конечно, я  где-то сознательно преувеличила объём отрицательного влияния образовательной системы на формирование полноценной личности. Также причинно- следственные связи между детским  садом, школой и  образованием человека несколько мною упрощены. В процессе формирования личности присутствуют и другие факторы. Ну и картина ответственности человека за развитие людей из его окружения немного  сгущена в красках.

Но очевидно, что тенденции регресса личности и нашего общества, о котором я писала выше, налицо. Ведь семья , детский сад, школа продолжают оставаться  основными и самыми весомыми звеньями в цепи этого явления.

В одной из моих  следующих  статей я поделюсь с вами  какие же  факторы с моей точки зрения  должны быть учтены и включены в систему образования в образовательных учреждениях , чтобы направить образование в сторону прогресса личности и общества в умственном, социальном и моральном аспектах.

Запись опубликована в рубрике В чём ценность образования:формирование характера и развитие ума. с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: В чём ценность образования:формирование характера и развитие ума.

  1. Татьяна говорит:

    Ира, очень интересно написано. Буду и в дальнейшем заглядывать :) . Сама уже несколько лет работаю в школе с детьми, но мне есть чему у тебя поучиться. В таких профессиях как учительская есть опасность перестать развиваться самой и только поучать других. Ты молодец, что не останавливаешься, получашь дополнительные квалификации. Здесь в Германии очень многие учителя заболевают burnout — не знаю, какое русское название этой болезни. Но часто это бывают именно те, кто перестал искать и к чему-то стремиться и только отрабатывают свои часы. Я так не хочу, поэтому с интересом прочитала твои мысли на тему образования и твою личную страничку.»

    • Ира Галь говорит:

      Татьяна,заглядывай. Буду рада ,если ещё что-то тебе будет интересно и полезно.

  2. Ира Галь говорит:

    Пожалуйста. Рада,что это Вам важно.

  3. Олег говорит:

    Существует несколько глобальных методов формирования ценностей, в основном связанных с образованием, или же с внутринациональной или международной пропагандой определённых понятий ценности. Как правило, экономически сформированные ценности широко распространяются на ценности социума. Понятие ценности тесно связанно с эволюционными процессами и понятием либидо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>